Обзор и результаты тестирования объектива Sigma Art 12-24 mm f/4 DG HSM
19 сентября 2016 года Sigma анонсировала третью версию уникального полнокадрового широкоугольного объектива с фокусными расстояниями 12-24 мм. Первая версия, Sigma 12–24mm f/4.5–5.6 EX DG Aspherical HSM, появилась в 2003 году, вторая - Sigma 12–24 mm f/4.5–5.6 II DG HSM – в 2011.
С 2003 года по 2015 Sigma была единственным производителем, предлагавшим полнокадровый объектив шире 14 мм. В 2015 пальму первенства перехватил Canon с удивительным Canon EF 11-24/4L USM.
Первые два варианта Sigma 12-24мм заслужили крайне неоднозначную репутацию: с одной стороны, прямых альтернатив им не было, с другой – равномерность резкости по полю кадра оставляла желать много лучшего и приемлемые результаты достигались лишь на прикрытых до f/11 и дальше диафрагмах.
Новинки последних лет от Sigma отличаются отличными оптическими характеристиками и я ждал прихода Sigma Art 12-24 /4 DG HSM на тест – хотелось посмотреть, насколько компании удалась работа над ошибками.
На момент написания обзора в продаже присутствуют две версии Sigma 12-24mm – Арт и вторая EX (1600 и 950 долларов соответственно).
Технические характеристики
Выпускаются варианты: Canon, Nikon, Sigma
Комплект
Sigma Art 12-24 mm f/4 DG HSM продается в традиционном для объективов линейки Art комплекте, включающем в себя:
Бленда отдельным пунктом не выделена, но присутствует - она встроенная и составляет единое целое с корпусом объектива.
Передняя крышка в форме глубокого колпака, надеваемого на встроенную бленду, привычна для моделей с выпуклым передним элементом. На новом объективе крышка сидит плотно (слой флока на внутренней стенке обеспечивает прилегание), но я бы предпочел присутствие механизма фиксации крышки на объективе – схожего, скажем, с вариантом, реализованным у Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX.
Изготовление, конструктив, эргономика
Sigma Art 12-24 mm f/4 DG HSM относится к линейке Sigma Global Vision, завоевавшей прочную репутацию качественных, продуманных и привлекательных объективов. Герой обзора несколько отличается от большинства «родственников»: диапазон фокусных расстояний обуславливает использование массивного выпуклого переднего элемента и определяет дизайн, по форме напоминающий гриб – диаметр «шляпки», где расположен передний элемент, на 2 см больше диаметра корпуса объектива. Тем не менее, выглядит Sigma Art 12-24/4 DG HSM гармоничнее, чем схожий по форме Samyang 14/2.8 ED AS IF UMC.
Еще одно ограничение, вызванное конструкцией переднего элемента – невозможность использования привычных фильтров.
Качество изготовления и использованные материалы заслуживают только похвалы: пластик качественный, крепление байонета металлическое, основание корпуса сделано из «термоустойчивого композитного материала TSC», резиновое нескользящее покрытие колец изменения фокусных и ручной фокусировки приятно наощупь.
Органы управления представлены окошком расстояний, кольцами изменения фокусных и ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса.
Переключатель режима работы автофокуса расположен удобно. Размер комфортен, переключения четкие.
Кольцо ручной фокусировки, расположенное ближе к переднему элементу, неширокое, 13 мм, практически полностью покрыто рифленой нескользящей резиной, сидит плотно, люфты отсутствуют. Ход кольца около 140 градусов, плавный, усилие комфортное.
Объектив не меняет внешний размеров при фокусировке и зуммировании, но передний элемент перемещается при изменении фокусных (выдвинут вперед в положении 12 мм и утоплен на 8-7 мм в положении 22-24 мм). Кольцо изменения фокусных расположено близко к байонету. Ширина кольца 21 мм, 14 покрыты рифленой резиной, на металлической части нанесена разметка фокусных расстояний (12, 14, 16, 18, 20 и 24 мм). Ход кольца короткий, около 85 градусов, усилие комфортное, но чуть выше привычного.
Оба кольца хорошо демпфированы, но благородного ощущения «маслянистости», знакомого по другим объективам Sigma Art нет.
Эргономика и удобство работы без нареканий, но с традиционной оговоркой о размере и весе объектива. Развесовка комплекта комфортная. Из «личного»: я бы предпочел, чтобы кольцо зуммирования было чуть дальше от корпуса фотоаппарата - не так чтобы совсем неудобно, но не на месте привычного хвата.
Геометрические искажения
В цифрах результат Sigma Art 12-24/4 DG HSM может не впечатлять, но не стоит забывать, что мы говорим об объективе с «экстремальным» диапазоном фокусных расстояний. Более того, тестирование сверхширокоугольных объективов отличается своеобразием: поле зрения в 122 градуса по диагонали на фокусном 12 мм делает задачу нетривиальной.
На фокусном 12 мм бочкообразная дисторсия на дистанциях, близких к МДФ (практически «уткнувшись» передним элементом в тестовую таблицу), составляет около 5%, на «рабочих» - около 3%. Для 12 мм результат отличный: к примеру, Samyang 14/2.8 ED AS IF UMC выдает 4,5% сложной волнообразной «бочки» на 14 мм.
По мере роста фокусных выраженность дисторсии резко снижается и уже на 16 мм Sigma Art 12-24/4 DG HSM не вызывает никаких нареканий, а геометрические искажения составляют менее 0,5%. На фокусных 18 – 24 мм герой обзора показывает крайне незначительную подушкообразную дисторсию.
Характер дисторсии правильный, она без проблем правится при постобработке.
Разрешение и резкость
Работа над ошибками Сигме определенно удалась и Sigma Art 12-24/4 DG HSM ведет себя много лучше модели-предшественницы. Тем не менее, диапазон фокусных расстояний накладывает определенные ограничения и для меня приемлемо равномерная по полю кадра резкость достигается на диафрагмах от f/8.0. Кстати, на широком угле модель-предшественницу я использовал только с f/11 (а чаще – f/16), что ограничивало применимость объектива и удовольствие от работы с ним.
По центру проблем нет уже с полностью открытой, лучше в диапазоне 12 – 18 мм, несколько хуже – в диапазоне 20 – 24 мм. Края и углы, как ни странно, отличаются схожим поведением: лучше на широком угле, хуже – по мере роста фокусных.
Разрешение по центру в зависимости от значения диафрагмы по версии Reikan Focal:
В целом, для объектива с фокусными 12 – 24 мм результаты заслуживают только похвалы, а работа в диапазоне 12 – 18 мм на прикрытых диафрагмах просто радует.
Хроматические аберрации
Sigma Art 12-24/4 DG HSM приятно удивила, а с учетом диапазона фокусных – поразила. Боковые хроматические аберрации практически отсутствуют на фокусных 12 – 20 мм, условно-допустимый уровень в 0,06% превышен только на открытых значениях диафрагмы на 22 – 24 мм.
Объектив явно «заточен» под работу на широком угле, как и в случае с разрешением и резкостью.
Со сферохроматизмом все в порядке: присутствует незначительно на полностью открытой диафрагме, уже на f/5.6 снижается до неразличимого уровня.
Не совсем уверенно герой обзора справляется со сферическими аберрациями, подробнее – в разделе о работе автофокуса.
Виньетирование
Ожидать от сверхширокоугольного объектива невысокого уровня виньетирования наивно. Sigma Art 12-24/4 DG HSM отличается заметным затемнением краев и углов кадра по сравнению с его центром на открытых значениях диафрагмы, а в диапазоне фокусных 12 – 18 мм виньетирование не снижается ниже условно-комфортного уровня в 1 ступень независимо от значения диафрагмы.
Результат не блестящий, но неожиданным его не назвать и большинство конкурентов/одноклассников показывают схожие результаты (в качестве примера можно посмотреть на результаты отличного Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD), да и выраженность в 3 ступени в положении 12 mm f/4.0 я бы назвал скромной.
В целом, результат не рекордный, но достойный.
Фокусировка
В приводе автофокуса Sigma Art 12-24/4 DG HSM используется кольцевой USM-мотор, процесс фокусировки практически бесшумен и не вызывает нареканий на скорость – прогон по всей дистанции фокусировки занимает менее 1 секунды.
Работа автофокуса Sigma Art 12-24/4 DG HSM оставила смешанные впечатления и тестовый экземпляр подружиться с моим Canon EOS 5D mark II так и не сумел. Казалось бы, возможные огрехи должны искупаться могучей ГРИП широкоугольного объектива, но тестовый экземпляр на моем фотоаппарате работал нестабильно и, хотя откровенных промахов было немного, некоторая нестабильность раздражала. Отчасти виной тому удивительная резкость точно сфокусированного кадра: в сравнении даже незначительные огрехи видны и досаждают.
Reikan Focal оценивает стабильность фазового автофокуса на 12 мм в 97 – 99% (оценка «отлично» соответствует 98% и больше).
Проблемы фазовой фокусировки особенно явно проявляются в середине диапазона фокусных – уверенные 98,6% могут соседствовать с явно проблемными 89%.
На фокусном 24 мм фазовый автофокус работает стабильно, но необходимо отметить присутствие небольшого фокус-шифта именно на фокусном 24 мм (РейканФокал измеряет стабильность на открытой диафрагме).
Удивительно, но контрастная фокусировка (в целом достаточно быстрая и уверенная) «хромает именно на фокусном 24 мм.
Картинка, цветопередача, контровый свет
Sigma Art 12-24/4 DG HSM порадовала. Цвета близки к естественным, некоторая «сдержанность» в цветопередаче искупается и нивелируется отменной контрастностью уже на полностью открытой диафрагме, картинка «живая» и привлекательная. Уверен, что любители широкого угла оценят способности объектива по достоинству.
Работа в сложных условиях освещения приятно удивила: ожидать безупречности от объектива с таким диапазоном фокусных расстояний не стоит, но я ожидал много худшего. Sigma Art 12-24/4 DG HSM уверенно держит контровый свет и источник света в кадре или рядом с краем кадра если и приводит к появлению артефактов, то на удивление нечасто и без непоправимого расцвечивания переотражениями и артефактами. Добавлю, что в сложных условиях герой обзора практически не теряет контрастности.
Объектив не парфокален.
Заключение
Sigma Art 12-24/4 DG HSM не относится к объективам «на каждый день», что наряду с традиционно для широкоугольных объективов весомой ценой вряд ли сделает объектив массовым.
В свое время у меня побывало 3 экземпляра предка героя сегодняшнего обзора, Sigma 12–24 mm f/4.5–5.6 EX DG Aspherical HSM: замкнутый круг (покупка – невозможность мириться с компромиссами в качестве изображения – продажа – снова покупка из-за необходимости в широком угле…) я смог разорвать только приобретением Samyang 14/2.8 ED AS IF UMC.
По результатам знакомства. Sigma Art 12-24/4 DG HSM определенно превосходит предшественника и, выбирая сегодня, я вряд ли склонился бы в сторону Samyang, но и немедленного желания добавить его в свой арсенал у меня не возникло: герой обзора – несомненно достойный объектив, но безупречным его назвать не получается. Тем не менее, задумывающимся о приобретении объектива 14 мм и шире, я настоятельно рекомендую включить его в список претендентов (коих, кстати, совсем немного):
(Цены в порядке возрастания по версии bhphotovideo на момент написания обзора)
Благодарю компанию Онлайнтрейд за возможность познакомиться с объективом.
Февраль 2017 года
Write a comment
Дима (Wednesday, 22 February 2017 21:19)
Всё-таки если буквально на 3-4 мм "сдержаться" в фокусном, то получаешь намного более рациональные объективы с точки зрения цены/качества. Можно безупречный тамрончик взять или кэнон 16-35 4, которого вообще, по сравнению с другими современными шириками можно "компактным" назвать. Есть ещё 16-35 2.8 III, но я так и не понял в чём его фишка, и за что там предлогают выкладывать 2000дол. кроме аномально высокого винетирования на ШУ даже по меркам шириков.. Смотрел много тестов, и вроде как по цифрам он чуточку резче, чем 16-35 4, ну и чуть лучше в контре/по бликам/засветкам...
Кстати, чисто ради интереса спрошу : Какой ширик или сверширик по вашему мнению лучший в контре ? Просто это такая динамично-развивающаяся характеристика. Объективы 90ых, например первый 16-35 2.8 вообще полный брак
Vlador (Sunday, 26 February 2017 11:39)
Так тут именно в этих 3-4 мм фокусного все дело - 12 мм и 16 мм "таки две большие разницы" :)
По стойкости в контровом не отвечу - все ширики в той или иной степени подвержены и мой вывод "хорошо-плохо" донельзя субъективен и отталкивается от неких ожиданий. Сигма 12-24, кстати, очень неплоха.
Vladimir (Tuesday, 04 April 2017 14:53)
Фишка 16-35 2.8 III в том что он спроектирован на сенсоры 50мп и соостветственно на них и раскрывают свой потенциал
Vlador (Tuesday, 04 April 2017 17:56)
Владимир, вы отвечали Дмитрию (неудобная система комментирования на сайте, нужно что-то с этим делать), позволю себе влезть в разговор. "Специально разработанные под сенсоры с высоким разрешением" объективы - чуть ли не в анонсе каждой новинки. Доля правды присутствует, но если говорить об относительно свежих объективах, то эта "специальность" становится больше маркетинговым лозунгом. Величина пикселя на 50 Мп матрице (4.1µ) тот же Nikon D7100 выигрывает (3.9µ). Вот не слышал про специально разработанные объективы под него (и под Canon 760D тоже, а уж полнокадровые аналоги системы Nikon 1 должны превышать 100 Мп).
Кенон официально включил в список объективов, рекомендованных под 5DsR, такие модели, как EF 70-200mm f/4L USM, EF 50mm f/1.2L USM, EF 50mm f/1.4 USM, EF 50mm f/1.8 II, EF 50mm f/2.5 Compact Macro, EF 85mm f/1.8 USM, EF 100mm f/2 USM.